Он не носил корону — он сражался за неё. Антигон II, сын свергнутого царя, провёл половину жизни в римских цепях, но вернулся, чтобы бросить вызов самой империи. Его имя стало символом последней попытки Хасмонеев сохранить независимость Иудеи.

Между парфянскими союзниками и римскими легионами, между храмовыми интригами и полевыми сражениями, он шёл к власти через предательства и кровь. Его правление длилось три года — ровно столько, сколько потребовалось Риму, чтобы стереть с карты последнее независимое царство Иудеи.


Последний из Хасмонеев: путь к трону через изгнание

Судьба Антигона была предрешена в 63 году до н. э., когда войска Помпея взяли Иерусалим. Десятилетним мальчиком его увезли в Рим вместе с отцом — царем Аристобулом II. Вместо дворцовых садов — каменные стены тюрьмы, вместо уроков управления государством — наблюдение за политическими играми захватчиков.

Побег в 57 году до н. э. стал первым шагом к мятежу. Но попытка поднять восстание провалилась: римские легионы легко разбили плохо вооружённых повстанцев. Сенат, удивившись дерзости юноши, отпустил его, сохранив за династией формальные права. Этот жест милосердия стал роковой ошибкой Рима.


Роковой союз: как парфяне помогли взойти на престол

К 40 году до н. э. Иудея напоминала пороховую бочку. Налоги в пользу Антония и Клеопатры довели народ до нищеты. Антигон, умело играя на ненависти к римским ставленникам, заручился поддержкой фарисеев и знати. Но для войны требовалось большее — союз с Парфией, главным врагом Рима на Востоке.

Переговоры с парфянским царем Ородом II стали мастер-классом политической сделки:

  • 500 рабынь из иерусалимских семей;
  • тонны золота из храмовых запасов;
  • обещание военного союза против Рима.

Взамен — 500 парфянских всадников и легитимность. Весной 40 года до н. э. объединённые силы ворвались в Иерусалим. Дядя Антигона, Гиркан II, лишился ушей (чтобы никогда не стать первосвященником) и отправился в вавилонский плен.


Три года независимости: реформы и противостояние

Став царём, Антигон первым делом удалил с монет римскую символику, заменив её изображением храмового семисвечника. Он восстановил практику ежегодной замены первосвященника, пытаясь снизить влияние аристократии. Но главной задачей стала подготовка к неизбежной войне.

Ирод, бежавший в Рим, вернулся с титулом царя и легионами. К 38 году до н. э. под его контролем оказалась вся Иудея, кроме столицы. Осада Иерусалима длилась пять месяцев. Когда римляне прорвались в Храмовый двор, Антигон спустился к ним, держа в руках свиток Торы. «Судите по закону Моисея», — потребовал он. Но римские солдаты смеялись, швыряя в него камнями.


Казнь, ставшая символом: распятие или обезглавливание?

Источники противоречат друг другу. Иосиф Флавий утверждает, что Марк Антоний приказал обезглавить пленника — беспрецедентное унижение для царя. Кассий Дион настаивает на распятии, отмечая: «Ни один царь до него не знал такой казни». Плутарх объединяет оба метода: сначала бичевание, затем казнь мечом.

Смерть Антигона в 37 году до н. э. имела символическое значение:

  • Рим продемонстрировал беспощадность к мятежникам;
  • Храм лишился потомственного первосвященника;
  • Ирод получил «законные» основания для власти.

Его тело, по некоторым данным, тайно перевезли в Иерусалим. В 1971 году при строительстве в Восточном Иерусалиме нашли гробницу с надписью «Царь Маттатия», но антропологи оспаривают эту версию, указывая на останки женщины среди находок.


Наследие: между свитками Кумрана и исторической памятью

В 2013 году исследователь Грегори Доддна выдвинул сенсационную гипотезу: Антигон мог быть «Нечестивым священником» из Кумранских свитков. Аргументы:

  1. Конфликт с фарисеями, близкими к ессеям;
  2. Упоминания в свитках царя, нарушившего храмовые традиции;
  3. Хронологическое совпадение событий.

Хотя теория остаётся спорной, она оживила интерес к фигуре последнего хасмонейского царя. Его поражение стало точкой отсчёта для:

  • правления Ирода Великого;
  • усиления римского влияния в регионе;
  • религиозных движений, приведших к восстанию 66 года.