Когда режиссура становится не профессией, а образом жизни, рождаются те, кто способен перевернуть привычное театральное пространство с ног на голову. Антон Бутаков — явление екатеринбургской сцены, человек, сумевший превратить андеграундный театр в территорию свободного творческого поиска и эксперимента, не оглядываясь на устоявшиеся каноны.
Бесстрашие в выборе материала, дерзость художественных решений и упорство в достижении целей — вот что отличает этого режиссера от многих других. Бутаков не просто ставит спектакли, он создает целые миры, в которых зритель становится соучастником происходящего, а не молчаливым наблюдателем.
От актерской игры к режиссерскому взгляду
Театр для Антона Бутакова начался еще в детстве. Родившись 16 сентября 1990 года в поселке Боровской Кустанайской области, он позже переехал в Екатеринбург, где посещал занятия в детском театре имени Л.К. Диковского. Этот опыт заложил фундамент для будущей профессии.
После школы Бутаков поступил в Екатеринбургский государственный театральный институт, который окончил в 2012 году по специальности «Артист драматического театра и кино». Мастерская Николая Коляды стала для него настоящей творческой кузницей, где формировалось не только актерское мастерство, но и режиссерское видение.
С 2008 года Антон работал актером в Коляда-театре, где сыграл множество разноплановых ролей: от Лаэрта в «Гамлете» до князя Звездича в «Маскараде». Каждый образ становился для него новым этапом профессионального роста, возможностью глубже понять театральный процесс изнутри. А ведь именно этот опыт и понимание дают режиссеру то преимущество, которое невозможно получить только в теоретических аудиториях.
Творческий путь Бутакова показывает, как важно для режиссера пройти актерскую школу:
- опыт существования на сцене позволяет лучше понимать актеров и их возможности;
- погружение в разные театральные миры формирует собственное видение;
- практический актерский опыт дает инструменты для воплощения самых смелых идей.
Именно этот фундамент помог ему в 2015 году сделать первые шаги в режиссуре, поставив спектакль «Бес небес» по пьесе В. Шергина.
Центр Современной Драматургии: территория свободы
Настоящий прорыв в карьере Антона Бутакова произошел в 2017 году, когда он возглавил Центр Современной Драматургии в Екатеринбурге. Этот назначение не было случайным — Николай Коляда увидел в молодом режиссере потенциал и готовность к творческим экспериментам.
«Бутаков до этого делал много всего разного. Я посмотрел и решил: надо, чтобы люди занимались тем, что им нравится, а не из-под палки», — так объяснил свое решение художественный руководитель ЦСД.
С приходом Бутакова Центр Современной Драматургии превратился в настоящую лабораторию актуального искусства. Здесь стали проводиться не только спектакли, но и музыкальные концерты, перформансы, выставки современного искусства, поэтические читки. Театр вышел за пределы привычного формата, став площадкой для междисциплинарного диалога.
В 2018 году ЦСД переехал из-под крыши Коляда-театра в собственное лофт-пространство в промзоне. Это был смелый шаг, который Бутаков назвал переходом к «неколядовской форме существования». Изменилась не только локация, но и зрительская аудитория — театр стал привлекать молодую публику, готовую к экспериментам и новым художественным формам.
Важным достижением Бутакова стала организация гастролей ЦСД в разные города России: Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Тюмень. Особым успехом пользовался спектакль «Зулейха открывает глаза», с которым труппа объехала Пермь, Челябинск, Курган, Омск и дважды побывала в Москве.
Мультижанровый подход и общественный резонанс
Театр под руководством Антона Бутакова не боится затрагивать острые социальные темы и экспериментировать с формой. Яркий пример — спектакль «Поэты.21», объединивший театр и современную поэзию. Критики отмечали, что постановка смогла охватить ключевые события последних 20 лет: от войны в Чечне до протестов в Екатеринбурге.
«Спектакль не относится к тихим и спокойным постановкам. „Поэты.21″ сделан полностью на эмоциях. Молодые актёры как никто лучше смогли показать современное общество и его проблемы так правдоподобно», — писала Юлия Яцун.
А вот с постановкой «Петровы в гриппе и вокруг него» история сложилась иначе. Центр современной драматургии «победил в марафоне под названием „Кто быстрее поставит «Петровых в гриппе»?», но в итоге из-за этой спешки пострадала сама постановка», — замечала критик Екатерина Юркова. Однако автор романа Алексей Сальников остался в восторге, отметив, что театр выложился на грани своих возможностей.
В 2019 году Бутаков стал инициатором мультижанрового фестиваля «ФишФабрик», объединившего театр, музыку, поэзию, кино и дизайн. В 2020-м фестиваль полностью прошёл в онлайн-формате из-за пандемии.
Важным шагом в жизни режиссера стало вступление в Союз театральных деятелей России в 2019 году. Тогда же он выиграл грант СТД РФ на постановку «Петровы в гриппе и вокруг него».
В 2020 году Бутаков получил приглашение стать заместителем директора по творческим вопросам, а затем актером и режиссером Нового молодёжного театра в Нижнем Тагиле. Директор театра Нелли Мозжакова так объяснила свой выбор: «У Антона есть опыт создания театра… Для него театр — это не просто работа, это образ жизни».
Антон Бутаков продолжает активно участвовать в культурной жизни страны: входит в состав жюри различных фестивалей, сотрудничает с международными проектами, выступает на форумах. В 2021 году он стал одним из победителей проекта СТД РФ «Театр на прокачку».