Не каждый средневековый король находил время для стихосложения между борьбой с мятежниками и созывом церковных соборов. Хинтила, правивший вестготами всего три года, оставил после себя золотые монеты, несколько церковных канонов и стихотворное послание римскому папе. Его правление напоминало хождение по канату — каждый шаг требовал расчета, каждое решение могло стать роковым.

Престол достался ему в марте 636-го, а к июню он уже собирал первый церковный собор. Такая спешка красноречивее любых хроник говорила о масштабе проблем. Хинтила получил в наследство не столько королевство, сколько головную боль: мятежную знать, религиозные противоречия и территории, где его власть висела на волоске. И при этом он умудрялся писать стихи.

Корона без гарантий

Источники молчат о том, как именно скипетр оказался в руках Хинтилы. Скорее всего, его избрали на совете знати и епископов — такой порядок закрепил Четвертый Толедский собор. Но избрание и признание — вещи разные. Предшественник Сисенанд оставил королевство в состоянии, мягко говоря, не самом стабильном.

Новый монарх получил территории, раздираемые внутренними конфликтами. Знать привыкла мятежничать, еврейские общины сопротивлялись христианизации, а армия еще не определилась с лояльностью. Даже золотые триенсы с надписью «CHINTILA REX», которые чеканили в Кордове, выглядели скорее как попытка убедить подданных в законности власти.

«Хинтила созвал Толедский собор из девятнадцати епископов (на самом деле присутствовало 22 епископа и 2 представителя от не смогших по какой-то причине приехать), чтобы просветить тех, кто не был сведущ в важных мирских и божественных вопросах».

Кстати, именно количество участников выдает истинные намерения короля. За полтора года между двумя соборами число епископов выросло с 22 до 53. Хинтила методично расширял базу поддержки.

Когда епископы важнее генералов

Конечно, можно было попытаться управлять одной лишь силой. Но Хинтила понимал: в долгосрочной перспективе церковная поддержка надежнее армейской. Поэтому он превратил церковные соборы в инструмент политической стабилизации.

Пятый Толедский собор, созванный 30 июня 636 года, принял целый пакет мер для защиты королевской власти:

  • запрет на конфискацию имущества короля и его наследников;
  • защиту собственности сторонников и советников монарха;
  • анафему за любые посягательства на королевскую семью;
  • суровые наказания для узурпаторов и заговорщиков;
  • требование благородного происхождения для претендентов на престол.

Эти решения ясно показывали: король больше боялся внутренних врагов, чем внешних. Недаром постановления грозили отлучением тем, кто нашел убежище за границей и оттуда вредил королевству.

Шестой собор 638 года пошел еще дальше. К тому времени даже епископы из Нарбонской Галлии признали авторитет Хинтилы — присутствовали три представителя от этой мятежной провинции. Собор официально именовался заседанием архиереев «Испании и Галлии», а не просто епископов «различных провинций Испании», как предыдущий.

Крест против свитка

Впрочем, Хинтила не ограничивался поиском поддержки. Он активно создавал единообразие в обществе — пусть даже силой. Главной мишенью стали еврейские общины, которые отказывались принимать христианство.

«VI Толедский собор принял постановление, запрещающее проживание в пределах страны не христиан ортодоксально-никейского вероисповедания».

Решение означало простой выбор: крещение или изгнание. Тех, кто формально перешел в христианство, обязали публично заявить о своей новой вере. Никого не интересовало, насколько искренними были такие обращения.

Тот же человек, который отправлял изящные стихотворные послания папе Гонорию I, без колебаний изгонял из страны целые религиозные общины. Поэзия и принуждение уживались в нем удивительно легко. Может, таким и должен был быть король VII века — одновременно утонченным и жестким.

Последствия этой политики ощущались десятилетиями. В 650 году, уже при короле Рецесвинте, евреи принесли особую клятву — они обещали под страхом смерти оставаться христианами, несмотря на принудительный характер их обращения. Основы такого подхода заложил именно Хинтила.

Король умер 20 декабря 639 года от естественных причин — редкая удача для правителя тех времен. Ему наследовал сын Тульга, но династии не получилось. Хинтила правил всего три года, девять месяцев и девять дней, но оставил четкий шаблон: религиозное единство как основа политической стабильности. Правда, работал этот шаблон не всегда.