Он начал с кистей и красок, а закончил стадионами и миллионными просмотрами. Николай Бортник, сменивший имя на звучный псевдоним, не просто певец — это живой эксперимент на стыке музыки, визуального искусства и социальной активности. Его путь от провинциального херсонского лицея до скандальных заявлений о войне и запретах на концерты — история человека, который превратил творчество в оружие.

Барских не вписывается в рамки. Он одинаково убедителен в танцевальных треках, душераздирающих балладах и украинских колыбельных. Его клипы — короткометражные фильмы с бюджетами голливудских блокбастеров. А политические заявления чаще напоминают манифесты, чем стандартные интервью поп-звезды.


Херсонский художник, ставший поп-звездой

Николай Бортник родился в городе, где улицы пахнут морем, а не шоу-бизнесом. Херсонский Таврический лицей искусств дал ему диплом художника, но судьба готовила другой холст. Переезд в Киев в 18 лет стал точкой разрыва: вместо мольбертов — микрофоны, вместо палитры — синтезаторы.

Учёба в Киевской академии эстрадного искусства открыла двери в мир музыки, но настоящим трамплином стал проект «Фабрика звёзд-2» (2008). Здесь Бортник впервые примерил маску Макса Барских — эпатажного артиста с фирменным вокалом и дерзкими аранжировками. Его уход с проекта за месяц до финала многие сочли провалом. Как ошибся бы тот, кто назвал это поражением.


Z.Dance: альбом, изменивший правила игры

Май 2012 года. На прилавках появляется альбом «Z.Dance» — смесь электро-попа, рок-гитар и философских текстов. Бюджет в $300 000 (неслыханная сумма для украинского шоу-бизнеса) позволил создать не просто пластинку, а мультимедийный проект:

  • 3D-клип «Lost In Love», снятый Аланом Бадоевым;
  • хоррор-мюзикл с элементами паркура;
  • диджей-сеты в московских клубах.

Критики назвали это безумием. Публика — гениальным безумием. Турне в поддержку альбома собрало 50 000 зрителей в 15 городах. Именно тогда Барских перестал быть «украинским артистом», став явлением без границ.


Между сценой и окопами: гражданская позиция как искусство

2022 год разделил карьеру Барских на «до» и «после». Отмена российских концертов с переводом средств в благотворительные фонды, служба в ВСУ, резонансные заявления на Billboard — музыкант превратился в медийного солдата.

Макс Барских

История с отменой концерта в Баку (2022) показала: для него нет полутонов. Поддержка Армении в конфликте с Азербайджаном стоила выступления, но принесла нечто большее — репутацию артиста, готового жертвовать деньгами ради принципов. «Любая страна-агрессор — не место для моих песен», — заявил он, хотя юридически правда осталась за организаторами.


Не только хиты: дискография как автобиография

Каждый альбом Барских — дневник определённого периода:

  1. «1: Max Barskih» (2009) — дебют с налётом подросткового максимализма.
  2. «По Фрейду» (2014) — переход к лирике с психоаналитическим подтекстом.
  3. «Туманы» (2016) — эталонный пример славянской меланхолии в поп-обработке.

Особняком стоит украиноязычная «Колыбельная» (2014) — трек, который музыкальные критики назвали «молитвой поколения». Именно после него Барских начал включать родной язык в свои композиции, балансируя между локальной идентичностью и международным звучанием.


Награды vs Критика: парадоксы признания

При всей любви публики, критики часто упрекают Барских в избыточной театральности. Николай Фандеев в 2014 году едко заметил: «Его альбомы — как сериалы: много спецэффектов, но сюжет топчется на месте».

Однако факты упрямы:

  • 12 статуэток «Золотой граммофон»;
  • 5 побед на «M1 Music Awards»;
  • номинация на GQ «Музыкант года» (2018).

Его дуэт с Верой Брежневой («Любовь спасёт мир») до сих пор остаётся самым тиражируемым клипом в украинском YouTube.