Флорентийский мастер кисти Мариотто Альбертинелли запомнился истории не только своими полотнами, но и весьма нетривиальным жизненным выбором. Бросив на пике карьеры живопись ради управления тавернами, он объяснял это решение фразой, раскрывающей его бунтарский характер: «Я выбрал искусство, где нет ни анатомии, ни ракурсов, ни перспективы, и где каждый день слышишь только похвалу за хорошее вино». Эта противоречивая натура, метавшаяся между возвышенным и земным, создала произведения, вошедшие в сокровищницу итальянского Возрождения.

От ювелира к живописцу: начало творческого пути

Появившись на свет 13 октября 1474 года во Флоренции в семье ювелира, юный Мариотто сначала пошел по стопам отца. Лишь в двенадцатилетнем возрасте он попал в мастерскую Козимо Росселли, где судьба свела его с Баччо делла Порта, будущим Фра Бартоломео. Их творческий союз, несмотря на разность характеров, стал одним из самых продуктивных в истории ренессансной живописи.

«Человек беспокойного нрава, покорствующий своим плотским желаниям, и очень весёлый в повседневной жизни», — так описывал Альбертинелли Джорджо Вазари, отмечая контраст между аскетичным Фра Бартоломео и его жизнелюбивым другом.

Осознавая свои слабости в рисунке, Мариотто не жалел сил на совершенствование мастерства. Он изучал античные скульптуры в «Садах Медичи», лепил глиняные модели для понимания анатомии и перенимал приемы у фламандских мастеров. Это упорство принесло плоды — уже к началу 1500-х годов Альбертинелли получил покровительство Альфонсины Орсини, супруги Пьеро ди Лоренцо де Медичи, открывшей ему путь к престижным заказам.

Шедевры и творческие поиски

Творческая биография художника отмечена несколькими знаковыми произведениями, среди которых особое место занимает алтарный образ «Посещение Девой Марией Святой Елизаветы» (1503 год) для церкви Сан-Микеле-алле-Тромбе. Эта работа демонстрирует зрелый стиль мастера:

  • пирамидальная композиция, характерная для высокого Возрождения;
  • классическая архитектура на заднем плане;
  • выразительное использование контрастов света и тени.

Стремление к совершенству отличало подход художника к работе. Показателен случай с созданием «Благовещения» для скуолы Сан-Дзаноби, когда Альбертинелли приказал прорубить окно в стене, чтобы контролировать естественное освещение картины. Он многократно переписывал полотно, «меняя более светлый колорит на более тёмный, то большую его живость и яркость на меньшую», добиваясь идеального результата.

Между мольбертом и таверной: парадоксы судьбы

Странные зигзаги в карьере Альбертинелли озадачивали современников. В 1509 году, на пике признания, он внезапно оставил кисти и открыл две таверны — у ворот Сан-Галло и возле Понте-Веккьо.

«Я выбрал искусство, в котором нет ни анатомии, ни ракурсов, ни перспективы и, что самое главное, за которое никто меня не оскорбляет, а в том искусстве, которое я бросил, всё совсем наоборот», — объяснял он друзьям свой неожиданный выбор.

Впрочем, зов искусства оказался сильнее. Вернувшись к живописи, Мариотто вновь объединился с Фра Бартоломео. Их совместная работа над «Благовещением» (1511) для Музея искусства и истории в Женеве стала свидетельством творческой зрелости обоих мастеров. Последние годы Альбертинелли были отмечены финансовыми трудностями и ухудшением здоровья. Вернувшись больным из поездки в Рим, он скончался во Флоренции 5 ноября 1515 года, оставив после себя не только замечательные полотна, но и целую плеяду учеников, среди которых были такие известные впоследствии живописцы, как Якопо Понтормо и Франчабиджо.

Наследие Альбертинелли — это не просто набор картин, а отражение противоречивой натуры, искавшей баланс между высоким искусством и простыми радостями жизни, между классическими канонами и творческой свободой.