Его называют «королём скольжения» — фигурист, чьё катание сравнивали с полётом. Патрик Чан не просто выигрывал медали. Он изменил представление о мужском одиночном катании, сделав технику владения коньком своим главным оружием. За 15 лет карьеры он собрал коллекцию из трёх олимпийских наград, десяти национальных титулов и мировых рекордов, которые до сих пор заставляют судей вспоминать его выступления. Но за блеском золота скрывалась борьба — с травмами, сомнениями и эпохой «четверных прыжков», которую он встретил лицом к лицу.


Ранние годы: от хоккея к фигурному катанию

В пять лет Патрик мечтал о шайбе и клюшке, но мать настояла на уроках фигурного катания. «Она хотела, чтобы я сначала научился стоять на коньках», — вспоминал Чан. Его первым тренером стал 90-летний Осборн Колсон, ученик легендарного Густава Люсси. Колсон, работавший с фигуристами ещё в эпоху обязательных фигур, заложил в Чане основы безупречного скольжения. Тренировки напоминали медитацию: часы работы над ребрами коньков, глубокими дугами, балансом.

Переломный момент наступил в 2006 году, когда Колсон погиб в автокатастрофе. 15-летний Патрик, потеряв наставника, едва не бросил спорт. Но уже через год он выиграл первый взрослый титул Канады, став самым молодым чемпионом страны за полвека. Его секрет? «Колсон научил меня слышать лёд. Когда ты чувствуешь каждое движение лезвия, катание становится музыкой».


Восхождение: рекорды и революция стиля

2009 год стал прорывом. На чемпионате четырёх континентов Чан обошёл будущего олимпийского чемпиона Эвана Лайсачека с разницей в 12 баллов. Судьи отметили не только прыжки, но и редкую плавность переходов. К 2011-му он довёл технику до совершенства:

  • Первый в истории короткой программы преодолел рубеж в 90 баллов.
  • Ввёл каскад «четверной тулуп — тройной тулуп», ставший эталонным.
  • Установил мировой рекорд в произвольной программе (203.99 балла в 2016 году).

Его стиль — смесь джазовой импровизации и балетной точности. Программы под музыку Рахманинова и Вивальди критики называли «поэзией на льду». Но за элегантностью скрывался титанический труд. Чтобы исполнить четверные прыжки с минимальным заходом, Чан отрабатывал рывки на специальной платформе, имитирующей скольжение. «Это как взлететь с места, не разбегаясь», — объяснял он.


Олимпийская драма: от разочарования к триумфу

Сочи-2014 должен был стать его звёздным часом. Вместо этого — серебро в личном зачёте, проигранное Юдзуру Ханю. «Я словно бежал марафон в балетных пуантах», — признавался Патрик. Судьи ценили его артистизм, но эра «четверных» диктовала новые правила.

Патрик Чан

Возвращение в 2018-м стало вызовом. Переехав в Ванкувер, он сменил тренера, упростил программы и сделал ставку на опыт. В командном турнире Пхёнчхана его произвольная программа под «Hallelujah» Леонарда Коэна принесла Канаде золото. Но в личных соревнованиях он занял лишь девятое место. «Я понял: чтобы выиграть, нужно быть собой, а не гнаться за трендами», — сказал он на прощальной пресс-конференции.


Наследие: лёд как холст

После ухода из спорта Чан не стал тренером. Вместо этого он открыл академию в Ванкувере, где учит детей «чувствовать лёд», а не механически выполнять элементы. Его мастер-классы — это смесь йоги, танца и философии. «Фигурное катание — не спорт, а искусство. Если ты не проживаешь программу, зритель это почувствует», — говорит он.

Интересный факт! В 2023 году Чан и его жена, парная фигуристка Элизабет Путнам, поставили программу корейскому фигуристу Со Мин Гю на музыку из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». Критики отметили «чановскую» плавность линий.


За кулисами славы

Патрик никогда не ограничивался катком. Он свободно говорит на трёх языках, изучал экономику в Колорадо-колледже, а в 2020-м стал амбассадором юношеских Олимпийских игр. Его хобби — виноделие: в Онтарио выпускают линейку вин «Chan Estate». «Виноград, как и лёд, требует терпения. Идеальный бленд рождается, когда перестаёшь торопить время», — философски замечает он.